чухонский болотный божок (с)
Если кто не в курсе, то Поль Гоген тоже пал жертвой движения #MeToo: в лондонской Национальной галерее открылась его большая выставка, и кураторы сочли важным предупредить зрителей в сопроводительных табличках к картинам, что Гоген трахал малолетних девочек-таитянок и т.д. Эти факты биографии художника вызвали ярость сжв и примкнувших к ним искусствоведов вплоть до призывов не смотреть больше на картины Гогена. Подробности можно прочесть хотя бы тут: meduza.io/feature/2019/11/27/vse-obsuzhdayut-st...
Мои мысли по этому поводу, тезисно:
1) Стоит ли обнародовать неприглядные (с точки зрения современного человека) факты из биографии Гогена? - Да, стоит. Если куратор считает, что они могут как-то дополнить информацию о картинах для посетителей выставки, то почему нет? Скрывать тут нечего. Я категорически против позиции: "Не трогайте великих грязными руками, их личная жизнь нас не касается, обсуждать тут нечего".
2) Стоит ли осуждать Гогена за его поведение? - Нет, не стоит. Он был человеком своего времени и даже не догадывался о том, что поступает плохо. Харви Вайнштейн знал о том, как называется его поведение. Поль Гоген - не знал, у него, скорее всего, вовсе отсутствовали соответствующие понятия в сознании. Это важно. Более того, возможно, Гоген сам был жертвой уродливой (с нашей точки зрения) нравственности своей эпохи.
К тому же, стоит принять во внимание тот простой факт, что если мы будем каждого творца прошлого измерять меркой современных сжв и присуждать к забвению за недостойное и аморальное поведение, то останемся без культуры. Кого мы этим накажем - художников, которые давно умерли, или все-таки себя? Даже если поведение творца категорически вам претит и глубоко возмущает, возможно, стоит последовать примеру дирижера Даниэля Баренбойма, сыгравшего со своим оркестром музыку Вагнера в Израиле? Вагнеру-то в любом случае уже все равно, а жители Израиля услышали хорошую музыку.
3) Несет ли произведение искусства отпечаток личности творца и может ли творец сообщить ему зло, носителем которого являлся? - Произведение искусства несет в себе зло, если творец осознанно составил свой месседж именно так (пример - известные фильмы Лени Рифеншталь). Картины Поля Гогена, очевидно, не про то, что надо трахать безответных маленьких девочек из стран третьего мира, этого месседжа в них нет, поэтому на них можно смотреть спокойно, не боясь за свою нравственность.

@темы: meiner Meinung nach

Комментарии
27.11.2019 в 20:59

Модо, Если же студент считает, что Коран не написан. а подан с небес ангелом Джабраилом, или что гендерные роли традиционного общества не сформированы специфическими способами производства, а "естественны и заведены природой" или "переданы Торой в должном виде", Согласна, что он не прав. Не согласна, что его надо возить мордой по столу на потеху остальной аудитории, даже и в переносном смысле.
27.11.2019 в 21:02

Песни не отменить. Лета не избежать.
tes3m, простите, я понимаю, что вы исходите из соображений человеческого достоинства и всего такого. Но я не очень согласен с такими соображениями в адрес людей с иррациональным мышлением. Нет, конечно, младших студентов еще следует учить, почему им вредно иметь такие взгляды, но многие сопротивляются этому.
27.11.2019 в 21:05

Модо, Но ведь если людей унижать, вряд ли они поймут, что у того, кто их унижает, более правильные взгляды.
27.11.2019 в 21:08

Песни не отменить. Лета не избежать.
tes3m, они - не факт, хотя сломать человеку его ценности через логическое колено бывает небесполезно. А вот аудитория...

Вот, например, есть студенты со взглядами, которые исключают к ним человеческое отношение, как бы непедагогично это ни было. У меня как-то была девочка-нацистка, с очень характерными татушками, но это ладно. А вот мальчиков-членов "Мужского Государства" как? Неужели как к людям?
27.11.2019 в 21:18

Модо, Неужели как к людям? Законы для всех одни. А мальчики и девочки, женщины и мужчины часто присоединяются ко всяким течениям такого рода просто по глупости. Я думаю, главное не давать воли таким движениям, но к людям надо относиться снисходительно. Если они совершают преступления, судить по закону.
27.11.2019 в 21:20

Песни не отменить. Лета не избежать.
tes3m, но разве уважение к подобного рода взглядам не является выдачей им воли? И разве "просто по глупости" - не отягчающее обстоятельство?
27.11.2019 в 21:38

Модо, Так то, о чем я написала, это не уважение к подобного рода взглядам. Это уважение к правам человека. Человек может заблуждаться, но с ним все-таки надо обходиться как с человеком. Общий гуманизм, о котором вы писали, как раз об этом. Что-то вроде "ненавидеть грех, но не грешника", только без религии.
И разве "просто по глупости" - не отягчающее обстоятельство? Нет. Разве человек виноват в том, что от природы или из-за воспитания недостаточно умен? Главное — не давать ему причинять вред другим.
27.11.2019 в 21:43

Песни не отменить. Лета не избежать.
Я готов, разумеется, признать право патентованных ублюдков пользоваться правами человека и в частности свободой на исповедание и трансляцию своих взглядов. Но уничижительное (так как правдивое) комментирование таковых - мой, пожалуй, даже долг как преподавателя.

Разве человек виноват в том, что от природы или из-за воспитания недостаточно умен?

Вот тут, пожалуй, мы расходимся. Я полагаю, что глупость - это хуже, чем грех (впрочем, это нетрудно, грех - категория забавная). Это вина самого человека.
27.11.2019 в 21:48

tes3m, Человек может заблуждаться, но с ним все-таки надо обходиться как с человеком. Общий гуманизм, о котором вы писали, как раз об этом.
:vo: поддерживаю
27.11.2019 в 21:55

Модо, Я готов, разумеется, признать право патентованных ублюдков пользоваться правами человека
:D Вспомнился Аверченко:
читать дальше
Вот тут, пожалуй, мы расходимся. Я полагаю, что глупость - это хуже, чем грех (впрочем, это нетрудно, грех - категория забавная). Это вина самого человека Да, расходимся. Я согласна с Джеймсом Крюсом: "Не верь в сказки про рабов и господ, малыш. Есть люди умные и люди глупые — вот и всё: и презирай глупость, если она не добра!" Но, во-первых, глупые люди, как и Крюс признавал, могут быть добрые, и таких мне жаль. Во-вторых, мне кажется, что глупость беда, а не вина. Ну, тут, действительно, не стоит спорить, взгляды разные.
27.11.2019 в 22:33

Дама, приятная во всех отношениях
Commissar Paul, золотые слова
27.11.2019 в 23:16

"Паук великолепно проводил время. Он никогда не работал в офисе. Он вообще никогда не работал" (с) Нил Гейман, "Дети Ананси"
ну, как бы, одно дело, когда сами эти народы внутри своей культуры занимаются чем угодно и другое - когда к ним приезжает богатый и просвещенный (по сравнению с ними) представитель белого мира и, пользуясь их отсталостью, сексуально эксплуатирует их детей

Commissar Paul, развиваю нюанс. Многие полинезийские культуры, таитянская в частности, и в принципе, и на момент времени, в какое жил Гоген, имели куда более свободные взгляды на сексуальную мораль, чем Европа тогда же. В частности, сексуальная активность половозрелых девиц а)не осуждалась, б)не пресекалась, в) а вот насилие таки-осуждалось и каралось. Это наоборот, христианские миссионеры разного толка от подобных нравов в обморок хлопались, вереща про "скотство и разврат". То есть, с точки зрения тех же самых аборигенов, никакого ужаса ни с кем не происходило, ежели по согласию.
28.11.2019 в 07:27

чухонский болотный божок (с)
Кэналлийский Воронёнок, я понимаю, но для меня свободные асексуальные отношения среди аборигенов - это ну как в наше время школьница 13-14 обжимается-целуется с одноклассником. Для тинейджеров это норм. Но когда та же школьница обжимается-целуется с мужиком 40 лет - это не норм, хотя формально действия те же самые.
Так и с полинезийскими ребятами: когда они делают это друг с другом - это норм, а с Гогеном - ниочень.
28.11.2019 в 07:27

чухонский болотный божок (с)
28.11.2019 в 12:31

неврастение
Commissar Paul, мне кажется, ты очень верно заметил насчёт "комсомольцев и вахтёров". Видится в этом общая логика тоталитаризма, не того, что на парадах и при флагах, а низового, мещанского и потому неистребимого. Ведь и фашизм, не только же коммунизм, был принципиально модернистской и прогрессистской идеологией (хотя ему часто приписывают близость к ультраконсерватизму, но это не так) - меж тем, нацистские бонзы в массе своей кичились семейственностью, детьми и пр. традиционалистскими приметами, азартно забарывая при этом всё самое живое и свежее в искусстве в пользу забронзовевшего псевдоклассицизма и мещанского же китча...
Гоген был вообще, вроде, не особо симпатичный тип, и эти выходки с юными таитянками несимпатичны особо не только по человеческим каким-то ощущениям нормы, но и видится нечто в оптике колониальной экзотизации сексуальности и прочего репрессивного) В общем, пить я с ним не стал бы, но к деятельности борцунов за нравственность нагнал выше :)
28.11.2019 в 19:04

чухонский болотный божок (с)
Jan Mandrake, интересно,кстати, про фашизм. Я не знал, что он прогрессистский. А в чем выражается прогрессизм, если и ценности, и эстетика обращены в прошлое, а политика реваншистская в духе «вернём все, как было раньше, в золотые времена»?
Так-то пить с Гогеном я бы тоже не стал, наверное. Да и он бы с нами не стал, будем честны :) Мы бы ему тоже наверняка не понравились с нашими взглядами.