чухонский болотный божок (с)
Если кто не в курсе, то Поль Гоген тоже пал жертвой движения #MeToo: в лондонской Национальной галерее открылась его большая выставка, и кураторы сочли важным предупредить зрителей в сопроводительных табличках к картинам, что Гоген трахал малолетних девочек-таитянок и т.д. Эти факты биографии художника вызвали ярость сжв и примкнувших к ним искусствоведов вплоть до призывов не смотреть больше на картины Гогена. Подробности можно прочесть хотя бы тут: meduza.io/feature/2019/11/27/vse-obsuzhdayut-st...
Мои мысли по этому поводу, тезисно:
1) Стоит ли обнародовать неприглядные (с точки зрения современного человека) факты из биографии Гогена? - Да, стоит. Если куратор считает, что они могут как-то дополнить информацию о картинах для посетителей выставки, то почему нет? Скрывать тут нечего. Я категорически против позиции: "Не трогайте великих грязными руками, их личная жизнь нас не касается, обсуждать тут нечего".
2) Стоит ли осуждать Гогена за его поведение? - Нет, не стоит. Он был человеком своего времени и даже не догадывался о том, что поступает плохо. Харви Вайнштейн знал о том, как называется его поведение. Поль Гоген - не знал, у него, скорее всего, вовсе отсутствовали соответствующие понятия в сознании. Это важно. Более того, возможно, Гоген сам был жертвой уродливой (с нашей точки зрения) нравственности своей эпохи.
К тому же, стоит принять во внимание тот простой факт, что если мы будем каждого творца прошлого измерять меркой современных сжв и присуждать к забвению за недостойное и аморальное поведение, то останемся без культуры. Кого мы этим накажем - художников, которые давно умерли, или все-таки себя? Даже если поведение творца категорически вам претит и глубоко возмущает, возможно, стоит последовать примеру дирижера Даниэля Баренбойма, сыгравшего со своим оркестром музыку Вагнера в Израиле? Вагнеру-то в любом случае уже все равно, а жители Израиля услышали хорошую музыку.
3) Несет ли произведение искусства отпечаток личности творца и может ли творец сообщить ему зло, носителем которого являлся? - Произведение искусства несет в себе зло, если творец осознанно составил свой месседж именно так (пример - известные фильмы Лени Рифеншталь). Картины Поля Гогена, очевидно, не про то, что надо трахать безответных маленьких девочек из стран третьего мира, этого месседжа в них нет, поэтому на них можно смотреть спокойно, не боясь за свою нравственность.
Мои мысли по этому поводу, тезисно:
1) Стоит ли обнародовать неприглядные (с точки зрения современного человека) факты из биографии Гогена? - Да, стоит. Если куратор считает, что они могут как-то дополнить информацию о картинах для посетителей выставки, то почему нет? Скрывать тут нечего. Я категорически против позиции: "Не трогайте великих грязными руками, их личная жизнь нас не касается, обсуждать тут нечего".
2) Стоит ли осуждать Гогена за его поведение? - Нет, не стоит. Он был человеком своего времени и даже не догадывался о том, что поступает плохо. Харви Вайнштейн знал о том, как называется его поведение. Поль Гоген - не знал, у него, скорее всего, вовсе отсутствовали соответствующие понятия в сознании. Это важно. Более того, возможно, Гоген сам был жертвой уродливой (с нашей точки зрения) нравственности своей эпохи.
К тому же, стоит принять во внимание тот простой факт, что если мы будем каждого творца прошлого измерять меркой современных сжв и присуждать к забвению за недостойное и аморальное поведение, то останемся без культуры. Кого мы этим накажем - художников, которые давно умерли, или все-таки себя? Даже если поведение творца категорически вам претит и глубоко возмущает, возможно, стоит последовать примеру дирижера Даниэля Баренбойма, сыгравшего со своим оркестром музыку Вагнера в Израиле? Вагнеру-то в любом случае уже все равно, а жители Израиля услышали хорошую музыку.
3) Несет ли произведение искусства отпечаток личности творца и может ли творец сообщить ему зло, носителем которого являлся? - Произведение искусства несет в себе зло, если творец осознанно составил свой месседж именно так (пример - известные фильмы Лени Рифеншталь). Картины Поля Гогена, очевидно, не про то, что надо трахать безответных маленьких девочек из стран третьего мира, этого месседжа в них нет, поэтому на них можно смотреть спокойно, не боясь за свою нравственность.
Вот, например, есть студенты со взглядами, которые исключают к ним человеческое отношение, как бы непедагогично это ни было. У меня как-то была девочка-нацистка, с очень характерными татушками, но это ладно. А вот мальчиков-членов "Мужского Государства" как? Неужели как к людям?
И разве "просто по глупости" - не отягчающее обстоятельство? Нет. Разве человек виноват в том, что от природы или из-за воспитания недостаточно умен? Главное — не давать ему причинять вред другим.
Разве человек виноват в том, что от природы или из-за воспитания недостаточно умен?
Вот тут, пожалуй, мы расходимся. Я полагаю, что глупость - это хуже, чем грех (впрочем, это нетрудно, грех - категория забавная). Это вина самого человека.
читать дальше
Вот тут, пожалуй, мы расходимся. Я полагаю, что глупость - это хуже, чем грех (впрочем, это нетрудно, грех - категория забавная). Это вина самого человека Да, расходимся. Я согласна с Джеймсом Крюсом: "Не верь в сказки про рабов и господ, малыш. Есть люди умные и люди глупые — вот и всё: и презирай глупость, если она не добра!" Но, во-первых, глупые люди, как и Крюс признавал, могут быть добрые, и таких мне жаль. Во-вторых, мне кажется, что глупость беда, а не вина. Ну, тут, действительно, не стоит спорить, взгляды разные.
Commissar Paul, развиваю нюанс. Многие полинезийские культуры, таитянская в частности, и в принципе, и на момент времени, в какое жил Гоген, имели куда более свободные взгляды на сексуальную мораль, чем Европа тогда же. В частности, сексуальная активность половозрелых девиц а)не осуждалась, б)не пресекалась, в) а вот насилие таки-осуждалось и каралось. Это наоборот, христианские миссионеры разного толка от подобных нравов в обморок хлопались, вереща про "скотство и разврат". То есть, с точки зрения тех же самых аборигенов, никакого ужаса ни с кем не происходило, ежели по согласию.
Так и с полинезийскими ребятами: когда они делают это друг с другом - это норм, а с Гогеном - ниочень.
Гоген был вообще, вроде, не особо симпатичный тип, и эти выходки с юными таитянками несимпатичны особо не только по человеческим каким-то ощущениям нормы, но и видится нечто в оптике колониальной экзотизации сексуальности и прочего репрессивного) В общем, пить я с ним не стал бы, но к деятельности борцунов за нравственность нагнал выше
Так-то пить с Гогеном я бы тоже не стал, наверное. Да и он бы с нами не стал, будем честны