чухонский болотный божок (с)
Если кто не в курсе, то Поль Гоген тоже пал жертвой движения #MeToo: в лондонской Национальной галерее открылась его большая выставка, и кураторы сочли важным предупредить зрителей в сопроводительных табличках к картинам, что Гоген трахал малолетних девочек-таитянок и т.д. Эти факты биографии художника вызвали ярость сжв и примкнувших к ним искусствоведов вплоть до призывов не смотреть больше на картины Гогена. Подробности можно прочесть хотя бы тут: meduza.io/feature/2019/11/27/vse-obsuzhdayut-st...
Мои мысли по этому поводу, тезисно:
1) Стоит ли обнародовать неприглядные (с точки зрения современного человека) факты из биографии Гогена? - Да, стоит. Если куратор считает, что они могут как-то дополнить информацию о картинах для посетителей выставки, то почему нет? Скрывать тут нечего. Я категорически против позиции: "Не трогайте великих грязными руками, их личная жизнь нас не касается, обсуждать тут нечего".
2) Стоит ли осуждать Гогена за его поведение? - Нет, не стоит. Он был человеком своего времени и даже не догадывался о том, что поступает плохо. Харви Вайнштейн знал о том, как называется его поведение. Поль Гоген - не знал, у него, скорее всего, вовсе отсутствовали соответствующие понятия в сознании. Это важно. Более того, возможно, Гоген сам был жертвой уродливой (с нашей точки зрения) нравственности своей эпохи.
К тому же, стоит принять во внимание тот простой факт, что если мы будем каждого творца прошлого измерять меркой современных сжв и присуждать к забвению за недостойное и аморальное поведение, то останемся без культуры. Кого мы этим накажем - художников, которые давно умерли, или все-таки себя? Даже если поведение творца категорически вам претит и глубоко возмущает, возможно, стоит последовать примеру дирижера Даниэля Баренбойма, сыгравшего со своим оркестром музыку Вагнера в Израиле? Вагнеру-то в любом случае уже все равно, а жители Израиля услышали хорошую музыку.
3) Несет ли произведение искусства отпечаток личности творца и может ли творец сообщить ему зло, носителем которого являлся? - Произведение искусства несет в себе зло, если творец осознанно составил свой месседж именно так (пример - известные фильмы Лени Рифеншталь). Картины Поля Гогена, очевидно, не про то, что надо трахать безответных маленьких девочек из стран третьего мира, этого месседжа в них нет, поэтому на них можно смотреть спокойно, не боясь за свою нравственность.
Мои мысли по этому поводу, тезисно:
1) Стоит ли обнародовать неприглядные (с точки зрения современного человека) факты из биографии Гогена? - Да, стоит. Если куратор считает, что они могут как-то дополнить информацию о картинах для посетителей выставки, то почему нет? Скрывать тут нечего. Я категорически против позиции: "Не трогайте великих грязными руками, их личная жизнь нас не касается, обсуждать тут нечего".
2) Стоит ли осуждать Гогена за его поведение? - Нет, не стоит. Он был человеком своего времени и даже не догадывался о том, что поступает плохо. Харви Вайнштейн знал о том, как называется его поведение. Поль Гоген - не знал, у него, скорее всего, вовсе отсутствовали соответствующие понятия в сознании. Это важно. Более того, возможно, Гоген сам был жертвой уродливой (с нашей точки зрения) нравственности своей эпохи.
К тому же, стоит принять во внимание тот простой факт, что если мы будем каждого творца прошлого измерять меркой современных сжв и присуждать к забвению за недостойное и аморальное поведение, то останемся без культуры. Кого мы этим накажем - художников, которые давно умерли, или все-таки себя? Даже если поведение творца категорически вам претит и глубоко возмущает, возможно, стоит последовать примеру дирижера Даниэля Баренбойма, сыгравшего со своим оркестром музыку Вагнера в Израиле? Вагнеру-то в любом случае уже все равно, а жители Израиля услышали хорошую музыку.
3) Несет ли произведение искусства отпечаток личности творца и может ли творец сообщить ему зло, носителем которого являлся? - Произведение искусства несет в себе зло, если творец осознанно составил свой месседж именно так (пример - известные фильмы Лени Рифеншталь). Картины Поля Гогена, очевидно, не про то, что надо трахать безответных маленьких девочек из стран третьего мира, этого месседжа в них нет, поэтому на них можно смотреть спокойно, не боясь за свою нравственность.
...А так ли это плохо?
Вот!
Несет ли произведение искусства отпечаток личности творца и может ли творец сообщить ему зло, носителем которого являлся? - Произведение искусства несет в себе зло, если творец осознанно составил свой месседж именно так (пример - известные фильмы Лени Рифеншталь). Картины Поля Гогена, очевидно, не про то, что надо трахать безответных маленьких девочек из стран третьего мира, этого месседжа в них нет
еще раз ВОТ!!!
Да, мне, чисто по-человечески, всегда больно и печально узнавать о каких-то неприглядных с точки зрения моей морали поступках любимых авторов, но отношения к творчеству я не меняю.
Если я раньше не видела аморального посыла, то его там, вероятнее всего, нет.
А если аморальный посыл есть, то не сильно важно, какой автор в жизни - тухлое его творчество и все тут.
А современные сжв, при всех благих намерениях, превращаются в нечто вроде пуритан позапрошлых веков с неистребимой тягой запретить, осудить и подавить, и оставить на виду только рафинированное и правильное.
Искусство так не живет.
А современные сжв, при всех благих намерениях, превращаются в нечто вроде пуритан позапрошлых веков с неистребимой тягой запретить, осудить и подавить, и оставить на виду только рафинированное и правильное.
Такое впечатление, что многие пришли в сжв как раз для этого - осуждать и запрещать. На самом деле никакие они не борцы за лучший и прогрессивный мир, а замаскировавшиеся комсомольцы и вахтёры. На протяжении второй половины 20 столетия такое поведение осуждалось и подвергалось осмеянию, человечество радостно совершало сексуальную и прочие революции, оставляя комсомольцев за бортом, но они все-таки нашли лазейку в новый и прекрасный мир, только действуют теперь не от имени традиционных ценностей, а от имени прогресса.
Если с точки зрения человека что-то аморально, как изменит эту оценку факт, что у какого-то народа это в традициях?
Ведь они же и борются против традиций, ужасных и бесчеловечных с их точки зрения. Патриархата того же, культуры изнасилования и т. д.
То, что в традиционных народах сплошь и рядом девочек замуж выдают, не значит, что это замечательно и правильно.
Очевидно же. Значит, культуру этого народа следует разрушить и забыть к такой-то матери. А то у некоторых вон и женское обрезание норм.
Значит, культуру этого народа следует разрушить и забыть к такой-то матери.
не уверена, не будет ли это большей аморальностью
но вот не вовлекаться в то, что считаешь безнравственным, не поощрять и не оправдывать на основании того,что "традиции же такие" - можно.
Это если для нас нас "национальная культура", "народ", "нация" и другие выдуманные вещи - ценность.
ну да, все зависит от нашей этической системы.
Но дело не только в абстрактных понятиях "культура", "нация" и т. д., дело в людях, которые страдают, когда кто-то со стороны приходит и насильственно пытается их переделать. Они за свою культуру готовы костьми лечь - и лягут, и тогда воспитатели из самых благих побуждений окажутся теми, кто устроил геноцид. Кто убивает не "культуру", а живых конкретных людей.
Это я потому спрашиваю, что ругать ислам при мусульманах (не в сети, конечно) это не совсем то же самое, что ругать либерализм при либералах или непротивление злу при толстовцах.
Ну, я не знаю, хотите, запишу на камеру?
Да ну, зачем же. Я и так верю, что среди туркменов, которые ходят на ваши занятия, преобладают равнодушные к религии и ругать перед ними ислам безопасно.
я - университетский преподаватель в университете,
ничего достойного в этом не вижу
но это моя этика, ладно.
Анаптикс, вы не видите ничего достойного в размонтировании иррационального культа?
если вкратце: в моем представлении цель не оправдывает средства, а благими намерениями дорога известно куда вымощена
Да что бы ни ругать, главное, что за это не взорвут и даже не предадут анафеме, как Льва Толстого, который тоже ругал национальное чувство, традицию, религию и т.п., только своего народа, за что я его отдельно уважаю.)